Многие годы художники пробовали различные методы, для того что бы сделать портрет на памятнике цветным. С тех самых времен, как придумали делать протрет на полированных гранитных плитах. Все попытки были неудачными. Не то, что бы художники не умели работать с цветом. Нет, просто краски, от солнечного света, быстро выгорали. Чего только не придумывали и не пробовали.

Я и сам несколько лет исследовал причины, почему цвет не держится, и портреты выгорают. Пришлось вспоминать школьный курс по химии. Потому, что без понимания, как происходит процесс выгорания цвета, не возможно найти правильного решения проблемы. Перевернув центнер литературы, просмотрев сотню научных статей в интернете, я выяснил, почему краски, которые десятилетиями не выгорают на автомобилях, профнастилах, фасадах домов, на памятнике блекнут в течении двух, трех лет. Оказалось, что пигменты, которые собственно и создают цвет красок, обычно стойки к ультрафиолетовому излучению только тогда, когда в красочном слое нет примесей. На самом деле, любые пигменты разрушаются под действием солнечного света. Но когда слой пигмента однородный, то поблекшие кристаллы пигмента на поверхности красочного слоя не могут изменить цветовой интенсивности так, что бы это было заметно для глаза. Портрет же пишется многими цветами, но основным пигментом в портрете является белый. Это обычно белила титановые или реже цинковые. Причем белый цвет в портрете составляет примерно 90% всех пигментов.  Пигменты других цветов наносятся не просто тонким слоем, они сразу разбавляются белым. Белый пигмент сам по себе как бы микроскопическое зеркало, которое очень хорошо отражает ультрафиолетовое излучение. И получается, что пигменты других цветов испытывают солнечное давление не только сверху, но и постоянно облучаются со всех сторон, отраженным от белил солнечным цветом. Разрушение цветных пигментов по этому происходит быстрее в три, четыре, а то и в пять раз.

На различных форумах предлагают использовать так называемые земляные краски. Их делают из почвы и минералов. В некоторых областях почвы имеют зеленоватый оттенок, или охристый, из минералов делают синий, коричневый, бежевый, цвета. Я пробовал и земляные краски, и по совету форумчан индийские земляные краски, и автомобильные эмали. Эффект был всегда один и тот же. Цвета блекнут через год, два, при использовании некоторых пигментов, три года. 

То же самое происходит и с цветными портретами под стеклом. Стекло пропускает всего 10% ультрафиолета. И по этому, такие портреты должны держаться чуть дольше. Но пигменты которые используются для печати принтером портрета на пленке, имеют еще худшую светостойкость чем простые акриловые краски. И по этому даже 10% ультрафиолета достаточно, что бы через пять лет выгорели все теплые тона. Портрет становится фиолетовым, или синеватым. Красный, коричневый, зеленый, желтый цвета выгорают полностью!  Это при том, что портрет под стеклом, это еще и дорого. Его цена растет в зависимости от размера. И  растет она, в геометрической прогрессии. 


Тогда я стал искать, что же сегодня предлагает химическая промышленность. Пигменты, которые сохраняют свой цвет, даже окруженные со всех сторон кристаллами белил, не производятся ни в России, ни в Японии, ни в США, и тем более не производятся в Индии. Только немецкий производитель, которого я не буду здесь рекламировать, производит три основных цвета, которые можно смело использовать в изображении портрета на памятнике. Немцы дают гарантию в 30 лет. Эти пигменты могут быть замешаны на любой основе, от биндера, до акриловой и алкидной смолы. 

Была только одна проблема. Эти краски наносятся таким тонким слоем, что когда высыхает растворитель, краски почти не имеют связи с основой. Красочный слой очень плохо держится на портрете. Поэтому я решил применить лак. Лак пропитывает красочный слой, хорошо связывается с грунтом, и даже пропитывает верхний слой гранита. Подходящий лак я нашел у того же производителя. Немцы, специально для аэрографии на мотоциклах и автомобилях, создали лак, который реально не пропускает ультрафиолет (процентов на 70), и к тому же очень твердый. Я пришел к выводу, что если на металле, который имеет линейное расширение в 1.5 раза больше чем гранит, этот лак не трескается, не мутнеет, то на граните он будет держаться еще дольше и лучше. На лак, немцы тоже дают гарантию в 30 лет.  

Первый портрет, с новыми пигментами и лаком, я сделал больше шести лет назад. Для того, что бы испытать краски по всем параметрам, я сделал на гранитной стеле портрет Анны Самохиной. С тех пор сделано много портретов в цвете, под лаком. Некоторые стоят более пяти лет. И как немцы я даю гарантию на цвет в 30 лет. То есть, если изображение потеряет цвет раньше, я сделаю его цветным заново. 

Цена за простой портрет, "по грудь" 9000."По пояс" 13000, "по пояс с руками" 16000. В полный рост 25000, а если портрет с задним планом занимает всю поверхность стелы, то цена такой картины от 20000. В зависимости от размеров стелы.